Дорегулировались! (часть 3)

Дорегулировались! (часть 3)

Волга с её многочисленными притоками - 150 тыс. шт., выполняла роль грандиозной дренажной системы обширнейшего волжского бассейна - 1 360 000 кв.км. Выпадавший на этой площади снег каждой весной таял и скатывался в Волгу большей частью по поверхности, а частично пополнял уровень подземных вод, которые двигались тоже в Волгу через её притоки. Выпадавшие летом и осенью дожди двигались в том же направлении. Зимой, когда не таял снег и не было дождей, замёрзшая Волга пополнялась исключительно подземными водами, и этого ей хватало, чтобы оставаться рекой с проживающей в ней ихтиофауной. И эта отрегулированная самой Природой дренажная система идеально работала миллионы лет, пока в неё в 20-м веке не вмешался безумный человек. Этот человек вдруг вообразил себе, что он призван покорить «несовершенную» Природу и усовершенствовать её на «своё благо».

Даже лозунг такой родился (приписывается И.В.Мичурину) : «Мы не можем ждать милости от Природы. Взять их у неё – наша задача». И взяли… Плачевные результаты очень наглядно видны на примере Волги. Волга из глобальной дренажной системы гигантского региона превратилась в «нечто», не имеющее аналогов в природе. Теперь она и не река, и не озеро, она теперь - гигантский отстойник для канализации, по которому можно ездить крупнотоннажными судами …пока. Миллионами лет идеально сбалансированная экосистема Волги и её региона не просто нарушена, она полностью уничтожена.

Сейчас Волга и её притоки, остановленные водохранилищами, наоборот пополняют подземные воды по объёму и повышают их уровень. Дренажная система перестала работать. Отсюда и воды в Волгу стало поступать меньше, а огромная площадь водохранилищ стала дополнительно испарять 11 куб.км.воды в год – вот откуда мелководье в Волге. Берега остановленных притоков, на которых бездумно вырублены леса, сползают и поднимают уровень дна притоков, особенно в устьевой части. Так что когда будут ликвидированы плотины, и Волга вернётся в свои берега, устья притоков придётся расчищать и углублять, чтобы восстановить дренажную систему.

Напрашивается вопрос о судоходстве. Некоторые видят в ликвидации водохранилищ транспортную катастрофу страны. Это не так, это-миф, созданныйсамими речными транспортниками. Во-первых, речной транспорт в России совершенно закономерно деградирует. И причина этому – в новых экономических условиях речной транспорт не выдерживает возросшей конкуренции с сухопутным транспортом, он стал просто не рентабельным. Перевозка грузов по реке обходится на 25 - 30% дороже, чем железной дорогой. Сегодня весь речной транспорт России перевозит менее 1% всех перемещаемых по стране грузов (www.vil21.ru  www.dpr.ru  journal 43 28).

Но с ликвидацией плотин речной волжский транспорт, конечно, сохранится. Только суда для него необходимо строить с габаритами, которые позволяет Волга без плотин. Просто волжский речной флот станет более мелководным и только. По Волге будут успешно ходить не 4-хпалубные лайнеры, а комфортные 2-х палубные туристические и пассажирские суда, как они ходили до строительства плотин. Также и грузовые - небольшие танкеры с осадкой 2,5 метра успешно перевезут оставшийся на их долю 1% грузов.

Что касается компенсации электроэнергии при ликвидации ГЭС. Это в начале 30-х годов прошлого века, когда практически не добывался газ, когда было мало нефти, а об атомной и солнечной энергетике никто ещё и не слышал, гидроэлектростанции сыграли решающую роль в индустриализации страны. Но с тех пор прошло без малого 100 лет, ситуация в энергетике коренным образом изменилась, доминирующим производителем электроэнергии стали тепловые газовые электростанции. Волго-Камский каскад ГЭС сегодня, например, производит менее 3% электроэнергии, получаемой в стране. На сегодня мы качаем за границу в год 208 миллиардов кубометров газа и утверждаем, что можем обеспечивать эту прокачку ещё минимум 150 лет. Весь Волго-Камский каскад ГЭС производит за год 35 миллиардов киловатт/часов электроэнергии. Для производства этого количества на тепловых газовых электростанциях необходимо 3,5 миллиарда кубометров газа. Это от 208 млд. составляет 1,7%. И это без учёта ещё Турецкого потока, Северного потока-2 и потока Сила Сибири. Так неужели мы не найдём какой то жалкий процент газа для замены ГЭС Волго-Камского каскада и для спасения главной реки России?

Во всём мире уже признали, что ГЭС на равнинных реках – грубая ошибка. Вреда от них во много раз больше, чем пользы. В США, например, уже разобрали и ликвидировали более 450 плотин на малых и больших реках. И мотив один – экологический вред от ГЭС.

Настала необходимость спасти великую русскую реку Волгу – Мать земли русской. Это спасение необходимо, прежде всего, ради будущего страны, ради здоровья народа, ради нашего духовного возрождения. Как утверждает видный эколог Святослав Забелин, восстановление Волги, помимо всего прочего, поднимет и международный имидж и авторитет России (www,nsn.fm).

Волга великая река, крупнейшая в Европе, и чтобы погубить её понадобилось 60 лет «упорной» работы и колоссальных финансовых затрат. А вот чтобы вернуть Волгу стране в первозданном виде, понадобятся ещё большие усилия и затраты. Но у нас нет выбора. Без Волги нет России. Надо, засучив рукава, впрягаться в эту работу. И чем раньше мы её начнём, тем дешевле и быстрее её закончим. Отпустите наши главные реки Волгу и Дон. Дайте им быть самими собой, и вы увидите, как преобразится сама Россия, она станет другой… более прекрасной.


Эксперт БЭФ «Цивилизация» старший преподаватель Астраханского технического университета Александр Сулименко (Астрахань).

21.08.2019 12:40