Мнение эксперта о проблеме низконапорного узла в Балахне

Правительством Российской Федерации принят к реализации вариант решения проблемы обеспечения судоходства по реке Волге путём строительства Нижегородского низконапорного гидроузла (НННГУ) для подъёма уровня воды на участке Волги от Городца до Нижнего Новгорода до уровня 68 м. На строительство выделено из федерального бюджета более 43 млрд.руб.

Экологическая общественность считает, что в результате строительства  НННГУ будет создано водохранилище, которое затопит земли Балахнинского и Городецкого районов и Сормовского района Н.Новгорода, усилит подтопление на огромных территориях и  разрушение берегов. При подъёме уровня грунтовых вод пострадает жилой фонд, социальные и промышленные объекты, инфраструктура жизнеобеспечения. Неизбежно ухудшение качества воды и Волге, и в подземных горизонтах, используемых для водоснабжения. Будет нанесён огромный вред окружающей среде, уничтожены местообитания животных и растений, занесённых в Красную Книгу, что противоречит законодательству России об особо охраняемых природных территориях и о животном мире.

Заказчики и проектанты обещали включить в проект «компенсационные мероприятия» в виде берегоукрепительных сооружений и дренажных канав, однако очевидно, что таким способом предотвратить ухудшение условий жизни и ущерб окружающей среде не удастся. Во-первых, эти сооружения предполагаются только в Балахне и Заволжье на незначительных отрезках береговой линии н на небольших территориях. Во-вторых, эффективность этих мероприятий сомнительна, а местный бюджет эти дополнительные дренажные системы будет содержать не в состоянии, так как не справляется с содержанием имеющихся систем. А, в третьих, даже если представить, что необходимые системы и будут построены и деньги будут выделены из федерального бюджета (что представляется нереальным), то мы получим обезображенные дамбами берега (к которым невозможно будет подойти, спустить лодку), и улицы Балахны, изрытые канавами и каналами, в которых будут плодиться комары. Да и река каждое лето будет превращаться в болото, по которому и плавать будет противно. По сути, Волгу у нас речники хотят отнять навсегда! Жить в таких условиях будет невозможно.

Строительство НННГУ создаст дополнительное препятствие пропуску высоких половодий и паводков, что увеличит риски катастрофических затоплений и подтоплений на участке между Городцом и Нижним Новгородом, где на низменном правом берегу находится Балахна и ряд других населённых пунктов. Будет создано препятствие строительству Северного автодорожного и железнодорожного обхода.

Строительство невыгодно и самому речному транспорту: для большинства судов (кроме большегрузных) и для всех маломерных судов дополнительное шлюзование на НННГУ создаст сложности для судоходства, а скоростное пассажирское сообщение между Н.Новгородом и Городцом утратит возможности для своего возобновления. При создании водохранилища пострадает любимое место отдыха жителей Балахнинского и Городецкого районов - особо охраняемая природная территория памятник природы «Дубрава у г. Городца». По мнению ряда специалистов, последний проточный участок Волги  в её среднем течении вместе с дубравой у г. Городца является уникальным природным комплексом, заслуживающим повышения охранного статуса до статуса объекта Всемирного наследия.

Мы поддерживаем изложенное в протоколе заседания Научного Совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии от 11 сентября 2015 года мнение учёных о том, что среди проектных решений по обеспечению устойчивого судоходства на проточном участке Волги между городами Городец и Нижний Новгород «предпочтительнее выглядят варианты, обеспечивающие сохранение сложившейся экосистемы проточного участка Волги, судоходство в нижнем бьефе Городецких шлюзов, предполагающие обустройство зоны влияния Чебоксарского водохранилища при его НПУ 63 м, и не предполагающие строительства новых гидроузлов и повышения отметок водохранилищ существующих гидроузлов», и считаем дальнейшую разработку и реализацию проекта строительства Нижегородского низконапорного гидроузла нецелесообразной.

Основное требование, высказанное на всех общественных слушаниях, - рассмотреть качественно альтернативные варианты с учетом интересов территории, граждан и государства.

На общественных обсуждениях в 2016 г. и 2019 г. проект в очередной раз получил отрицательные отзывы специалистов и крайне негативную реакцию населения, так как заказчик и проектировщик в материалах проекта не показывает масштабы затопления и подтопления, в материалах оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду (ОВОС) нет информации о предполагаемых территориях зон затопления и подтопления, в которых станет невозможно существование зданий, жилых домов и ведение подсобного хозяйства, придёт в негодность подземный горизонт вод, используемых в питьевых целях в связи с его подпором при создании водохранилища, так как в этот горизонт попадут опасные вещества от подтопления нефтехранилищ, кладбищ, других опасных объектов. Соответственно, мероприятия по защите этих явлений проект не содержит. В ходе общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия намечаемой деятельности по строительству  НННГУ на окружающую среду и в 2016 г., и в 2019 г. поступило большое количество таких вопросов, на которые заказчик и проектировщик не дал никакого ответа.  В результате в г. Балахне 14 февраля 2016 года,  а также 6 и 20 апреля 2019 года прошли  митинги.

21 апреля 2019 г. в муниципальном образовании «рабочий поселок «Большое Козино» Нижегородской области прошло собрание жителей, где была принята резолюция-обращение по вопросу о нецелесообразности и недопустимости строительства Нижегородского низконапорного гидроузла. В Нижнем Новгороде, Балахне, Городце, Заволжье и других населенных пунктах прошли пикеты, массовые сборы подписей под петициями в адрес Президента России, Правительства России, Губернатора Нижегородской области, Минтранса России, Росморречфлота с требованиями отказаться от строительства НННГУ, сохранить проточный участок Волги от Городца до Нижнего Новгорода в естественном (бесподпорном) состоянии, рассмотреть альтернативные варианты обеспечения судоходства на указанном участке Волги. Петицию к Президенту России с указанными требованиями в сети Интернет www.change.org/p/остановите-строительство-нижегородского-низконапорного-гидроузла подписали более 150 тыс. человек!

Однако, судя по получаемым ответам, Росморречфлот к мнению общества прислушаться не намерен.

Настойчивое игнорирование отрицательного мнения общества, дальнейшая разработка и реализация проекта способствуют росту социального напряжения в регионе, подрывают доверие к органам власти. Ситуация дополнительно осложнена противозаконным, явным и упрямым нежеланием Заказчика и Проектанта рассматривать потенциально более эффективные варианты решения проблемы судоходства без строительства НННГУ.

Мы надеялись, что к нашему мнению прислушаются в палате регионов – Совете Федерации, где 17 июня 2019 г.  состоялось совещание по рассмотрению вариантов обеспечения судоходства на участке Волги от Городца до Нижнего Новгорода. На данное совещание, кроме чиновников и специалистов, приехали представители общественности Нижнего Новгорода, Балахны, Городца. Однако наши надежды не оправдались -  никому из них не было предоставлено слово. Создалось впечатление, что был разыгран заранее подготовленный сценарий в поддержку строительства гидроузла, как и на заседании Научного совета РАН «Водные ресурсы суши» 28 мая 2019 г.

Для обеспечения устойчивого судоходства на указанном участке Волги вместо низконапорного гидроузла предлагается реализовать более экономичные и экологичные варианты: строительство третьей нитки нижней ступени Городецких шлюзов Городецкого гидроузла с пониженным заложением порога (либо реконструкция нижней ступени Городецких шлюзов с понижением порогов), в сочетании с оптимизацией режимов работы Рыбинского и Горьковского водохранилищ (увеличением сбросных расходов в навигационный период) и проведением дноуглубительных работ (без изъятия аллювия из русла) в нижнем бьефе гидроузла.

Реализация данных вариантов полностью соответствует государственным интересам России, не несёт экологических и экономических ущербов, позволяет избежать затопления и подтопления Балахны, Балахнинского и Городецкого районов, сохранить коридор для Северного автодорожного и железнодорожного обхода г. Нижнего Новгорода на трассе Москва-Киров и вывести транзитный транспорт на данном направлении за пределы Нижнего Новгорода. Кроме того, оптимизация режимов работы Рыбинского и Горьковского водохранилищ посредством ограничения их зимней сработки позволит исключить крайне негативное влияние сработки на флору и фауну мелководий этих водохранилищ, в настоящее время ежегодно осушаемых в зимние месяцы. При этом требуются затраты, многократно меньшие по сравнению с вариантом строительства гидроузла.

Эти варианты обоснованы и предложены высококвалифицированными специалистами в области гидротехники, единодушно поддержаны участниками прошедших в Нижегородской области общественных слушаний и отражены в многочисленных письмах, петициях и резолюциях митингов, прошедших в г. Балахне в апреле 2019 г.

08.07.2019 15:59