Резолюция по итогам дискуссионной площадки «ЭКОВОЛГА» направлена в Правительство Российской Федерации

06 августа 2021 года в Нижнем Новгороде состоялась дискуссионная площадка «ЭКОВОЛГА». Организатором выступило Российское экологическое общество при поддержке Благотворительного экологического фонда «Цивилизация».

https://eco-civilization.ru/novosti/chistaya-volga-zalog-chistoy-zhizni

В дискуссии, посвященной проблемам главной водной артерии страны, приняли участие российские ученые-эксперты, руководители федеральных и региональных структур и министерств, депутаты, общественные деятели и представители СМИ, эколого ориентированного бизнеса из различных российских регионов: Астрахани и Волгограда, Самары и Саратова, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга, Республики Чувашия, Республики Мордовия, Рязани и Твери, Нижнего Новгорода и Ульяновска.

Мероприятие было посвящено экологическим проблемам реки Волги и реализации в Поволжье программ «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов» в рамках национального проекта «Экология».

По итогам дискуссии была подготовлена Резолюция, которая в конце октября 2021 года была направлена в Правительство Российской Федерации.

Предлагаем вашему вниманию текст Резолюции.

РЕЗОЛЮЦИЯ

по итогам дискуссионной площадки «ЭКОВОЛГА»

Для реализации конкретных предложений важно создать политические, организационно-технические условия в государственном регулировании при условии комплексного взаимодействия между заинтересованными профильными министерствами, региональными и муниципальными органами.

Предлагаем рассмотреть следующие предложения экспертного, научного сообщества, специалистов Российской Федерации, направленные на решение вопросов обращения с гидроресурсами в общем, к которым, в частности, относятся проблемы загрязнения и истощения реки Волга, её притоков и Волго-Каспийского бассейна в целом:

1. О создании системы мониторинга за загрязнением реки Волга и её основных притоков (крупных рек) в режиме текущего времени.

2. О создании системы экономических преференций (грантов, субсидий, льготных кредитов и налоговых преимуществ) для природопользователей, эффективно реализующих технические мероприятия по очистке сбросов и внедряющих оборотное водоснабжение.

3. О повышении уровня научного сопровождения использования водных ресурсов Волги, обеспечивающего, в том числе, надёжные прогнозы ожидаемой гидрологической ситуации, а именно: выполнение научно-исследовательских работ по использованию водных ресурсов всех водохранилищ Волго-Камского каскада как в комплексе, так и каждого в отдельности, для любого по водности года в соответствии с положениями ст.3 Водного кодекса РФ.

Базовый принцип использования водных ресурсов в России - комплексность их использования (часть 13 ст. 3 Водного кодекса РФ). Приоритет по федеральному закону отдаётся целям питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. Водный кодекс РФ охрану водных объектов ставит на первое место, а уже потом использование. Изменение действующего законодательства, разработка нового поможет обеспечить уже принятые нормы. Просим рассмотреть следующие вопросы:

4. О разработке Проекта федерального закона по восстановлению реки Волга. (БАССЕЙНА Р. ВОЛГИ) по бассейновому принципу.

5. О корректировке государственных программ по оздоровлению реки Волги, в части учета диффузного стока загрязняющих веществ с естественных ландшафтов селитебных территорий, а также не учтенных существующих на Волге водоёмов-водохранилищ и не идентифицированных ранее, как объекты накопленного экологического вреда.

6. О принятии поправок в действующее водное и лесное законодательство, направленных на восстановление ширины, статуса и режима водоохранных зон, о полном запрете рубок лесов в водоохранных зонах, и создании условий, способствующих формированию в водоохранных зонах высоковозрастных лесов с целью снижения рисков, вызванных высокими паводками.

7. О разработке Методики оценки мультипликативных эффектов (социальных и экономических), возникших от загрязнения водных артерий, позволяющей учитывать экологические аспекты при инвестиционных проектах с точки зрения их влияния на Региональный Внутренний Продукт (РВП) регионов, расположенных в бассейне реки Волга.

Для достижения целевых показателей ФП «Оздоровление Волги» Национального проекта «Экология», в том числе по показателю - улучшение качества воды, разработка, реализация соответствующих экологических программ и мероприятий на основе бассейнового и системного принципов, а именно на притоках, пополняющих р. Волгу водой и основном загрязнителе - правом притоке – р. Оке, просим рассмотреть следующие предложения:

8. О включении административно-территориальные регионы бассейна р. Оки в федеральный проект «Оздоровление Волги» или целесообразности создания и утверждения отдельной федеральной программы "Возрождение р. Оки".

9. О разработке нормативной базы и внедрении в природоохранную практику института региональных общественных водных экспертов, создании реестра инспекторов с возможностью их участия в обсуждении и учета их экспертного (профессионального) мнения при реализации всех водных проектов и программ в рамках ФП и НП; о возможности закрепления за ними функций общественной экспертизы и контроля реализации программ-проектов, расходов материально-технических средств.

10. О создании Окского независимого Водного аналитического Центра в Рязанской области (нижнее течение р. Оки), что позволило бы реализовывать многоэтапную работу по оценке качества водных ресурсов Окского бассейна и экологическим рискам, основываясь на анализе имеющихся официальных данных и независимых данных регулярного экспертного мониторинга о концентрациях основных загрязняющих веществ и их соединений в водных объектах, подземных водах, почво-грунтах, наличии повышенного радиационного фона и др.

11. Об организации и проведении мероприятий экспертного независимого мониторинга гидрологической среды, включая отбор проб воды поверхностных водных объектов и подземных вод, донных грунтов, пойменных почв, их анализ в аккредитованных лабораториях регионов, обобщение полученных данных и информации с дальнейшим экспертным независимым анализом результатов и прогнозированием развития процессов.

12. О разработке бассейновых программ и социально-экологических проектов.

13. О принятии новой, актуальной редакции Правил регулирования сбросов водных ресурсов, регламентирующей ведение собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе, дренажных вод, их качества, утвержденного приказом  Минприроды России от 09.11.2020 №903, направленных на изменение водного режима реки Волги ниже плотин ГЭС с целью предотвращения неблагоприятных последствий для наземных экосистем и естественного воспроизводства биоресурсов.

14. О разработке государственной программы по обращению с жидкими бытовыми отходами.

15. О подготовке проекта обоснования по инициативе возврата глубины на ЕГС к изначально заложенной в проекте – 365 см (в связи с тем, что учитывается исключительно воднотранспортное назначение данной инициативы, интересы других водопользователей не учитываются).

16. О разработке научно-обоснованного анализа возможных путей ликвидации водохранилищ с последующей разработкой программ спуска водохранилищ и ликвидации экономически неэффективных плотин для восстановления естественного русла равнинной реки Волга.

17. О повышении уровня штрафов и ответственности за нарушение водного законодательства до уровня реального экономического воздействия на нарушителей.

18. О пересмотре методологии охраны водоёмов на основе концептуальной идеи предотвращения сброса загрязненных, грязных или ненормативно очищенных сточных вод в природные водоёмы.

19. О создании системы заработной платы (ЗП), мотивирующей чиновников к решению экологических проблем. Необходима зависимость ЗП от улучшения/ухудшения качественных характеристик состояния окружающей среды в соответствии с Критериями Эффективности Деятельности (КРI) чиновников, которые привязаны к этим характеристикам.

Для создания доступных рекреационных объектов и в то же время направленных, в том числе на сохранение прибрежных береговых полос, их уникальных ландшафтов, их роли и значения для воспроизводства биоресурсов, на сохранение чистоты, предлагаем рассмотреть следующие предложения:

20. Обустройство и оборудование участков с твердым покрытием, площадок для размещения автотранспортных средств, мест спуска на воду маломерных средств водного транспорта, иным образом - благоустройство прибрежных территорий.

21. Об организации контролируемого потока туристов в низовья р. Волги посредством специального курортного сбора, а также строгий контроль за соблюдением правил рыболовства.

22. О рекультивации земельных участков в Артёмовских лугах (земли волжской поймы) в городе Нижнем Новгороде, занятых сегодня свалками бытового и строительного мусора; об исключении территории Артёмовских лугов из перечня общедоступных охотничьих угодий в связи с высокой концентрацией редких и охраняемых видов птиц и с угрозой их уничтожения.

23. О создании ООПТ «Природный парк Артёмовские луга» в г. Нижнем Новгороде.

Для предупреждения и решения имеющихся экологических вопросов, в том числе, в области обращения с гидроресурсами, необходимо формирование экологической культуры населения. В связи с этим просим рассмотреть следующие предложение:

24. О разработке и внедрении в образовательную практику профильных разноуровневых программ, направленных на экологическое воспитание, образование, экологическое просвещение.

10.11.2021 13:18